Машинима (англ. Machinima от слов machine — машина и cinema — кино; другой вариант: от machine — машина и animation — анимация) — жанр коротких скетчей и видеороликов снятых с помощью трёхмерной графики на основе компьютерных игр, а также сама технология производства подобных фильмов. Машинима построена сугубо на компьютерной графике, но по сравнению с трёхмерной анимацией и другими спецэффектами полнометражного кино машинима использует упрощенные и ограниченные технологии графического движка компьютерной игры, на основе которой создаётся. Таким образом, графика проигрывает в реалистичности, но резко выигрывает по скорости обсчёта, позволяя использовать для этого мощности домашнего персонального компьютера для геймера.
Сложные спецэффекты изготовляются в таких программах, как 3ds Max или Maya. Каждая конструкция, такая как дом или колесо обозрения, во всех деталях скрупулёзно восстанавливается в 3D-редакторе, для искусственных персонажей конструируют «скелет», накладывают на него мускулатуру, моделируют мимику лица. При этом учитывается фактура поверхности, её отражающие свойства. Причёски персонажей — отдельная работа. Этот процесс занимает много времени.
Машинима использует возможности компьютерных игр и видео игр. Видеоролики машинимы бывают не только на движках 3D компьютерных и видео игр, но и созданные с помощью двумерных и других компьютерных и видео игр.
Академия машинимы (англ. Academy of Machinima Arts & Sciences) проводит ежегодный фестиваль машинима-фильмов (англ. Machinima Film Festival). Глава академии, Пол Марино, издал в 2005 году книгу под названием «Искусство машинимы».